Вынесенными
в заголовок словами Пол Пауэлл, совладелец английской компании «Моор Стивенс»,
охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию на мировом судоходном рынке, выступая в
Лондоне на 5-м Международном морском транспортном форуме.
Надвигающийся глобальный финансовый кризис уже поразил экономику Японии и стран
Юго-Восточной Азии, затронул Россию и страны СНГ, грозит перекинуться в Южную
Америку. Все это самым отрицательным образом сказалось на морской индустрии,
судоходстве. Хотя страны Восточной и Юго-Восточной Азии продолжают, благодаря
низким ценам, экспортировать значительные объемы продукции, импорт их резко
сократился. Все большее число контейнеров идет сегодня на Восток без грузов.
Резко сократились объемы перевозок навалочных грузов, и драматически для судовладельцев
упали ставки фрахта. Балтийский фрахтовый индекс упал с 1500 пунктов в первом
квартале 1997 года до 900 в третьем квартале 1998 года.
Даже продать суда на разделку стало большой проблемой из-за обилия желающих
сделать это и падения цен на металлолом.
Колебания курсов валют в двух основных судостроительных странах мира Японии
и Южной Кореи привели к тому, что большинство всех новых заказов на строительство
судов получила Корея. Причем, цены на суда сегодня там столь низки (то же и
в Китае), что, несмотря на значительный избыток тоннажа на мировом рынке, крупные
судовладельцы не могут удержаться от закупок нового флота впрок. В то же время
резко сократились источники финансирования для судостроения и судоходства, поскольку
банки пока не видят, каким образом в условиях кризиса вернуть предоставляемые
кредиты.
Над этой и другой не слишком веселой информацией, полученной от представителей
западных деловых кругов, в продолжение трех дней в лондонском отеле «Ройал Маунт»
раздумывали более сотни руководителей государственных органов, предприятий и
учреждений водного транспорта России, Украины, Беларуси, Грузии и других стран
СНГ и Балтии.
«Время прятаться и выжидать». От кого прятаться? Тут российские и украинские
руководители прежде всего вспоминали родные фискальные органы.
— Сколько можно терпеть налоговое удушение целой отрасли, приносящей к тому
же значительные валютные поступления стране? — вопрошал начальник Дальневосточного
морского пароходства В. Миськов.
— Налоговая нагрузка на российские судоходные компании в 2—4 раза превышает
аналогичную нагрузку на предприятия других отраслей, — утверждал первый заместитель
министра транспорта России А. Луговец.
Массовый уход флота судоходных компаний стран СНГ под «удобные флаги» поставил
в повестку дня вопрос о создании «удобных флагов» дома. Проект льготного судового
реестра уже подготовлен Минтрансом России. Министр транспорта Грузии М. Адеишвили
заявил на форуме о том, что в его стране подготовлена законодательная база для
создания своего «удобного флага».
Прозвучавшие на фоне подобных эсэнгешных проблем призывы представителей Запада
открыть внутренние водные пути России для международного судоходства и осуществить
другие шаги в сторону открытой рыночной экономики вызвали жесткие возражения.
— Российскими компаниями перевозится сегодня лишь восемь процентов российских
грузов, — сообщил генеральный директор АО «Совкомфлот» В. Корнилов. — Вступление
России во Всемирную торговую организацию и другие международные структуры без
соответствующих оговорок поможет выиграть в конкурентной борьбе тем, у кого
больше средств, больше опыта, у кого готовые организационные инструменты для
конкуренции.
— Мы считаем правильным создание на мировом рынке равных условий конкуренции
для всех участников, — в свою очередь говорил председательствующий на форуме
Джим Дэвис, председатель правления IMIF, директор Института экспорта.
Но руководители украинских и российских предприятий морского транспорта твердо
стояли за необходимость государственного протекционизма для морского транспорта,
судостроения своих стран.
С большим интересом, даже энтузиазмом было воспринято сообщение заместителя
министра транспорта Украины В. Севрюкова о том, что создается, наконец, нормативная
база для осуществления задержания и арестов иностранных судов в украинских портах.
И в Украине, и в России все уже устали от многолетнего унижения арестами, которым
подвергаются суда этих стран в иностранных портах, от отсутствия должной защиты
на государственном уровне.
В небольшом материале трудно рассказать о всех проблемах, которые поднимались
на Международном морском форуме, прекрасно организованном уже в пятый раз компанией
LVA (UK) Ltd. А были еще многочисленные встречи с деловыми партнерами, поездки
в порт Портсмут, к туннелю через Ла-Манш, большая экскурсионная программа с
посещением Оксфорда и Стратфорда-на-Эйвоне (родной город Шекспира), приемы в
главном офисе крупнейшей юридической компании Стефенсон Харвуд, в российском
посольстве, где состоялось торжественное открытие памятника Петру I. А завершился
форум торжественным обедом в стенах британского парламента.